Сосуд для вина чаша

Сосуд для вина чаша thumbnail

Декантер для вина – специальный сосуд или графин из стекла, в который напиток переливается перед подачей. Он обеспечивает жидкости возможность дышать и насыщаться кислородом, а значит, в полной мере раскрывать свой вкус. Кроме того, изящный сосуд причудливой формы всегда привлекает внимание и способен превратить дегустацию в красивый ритуал.

Декантер и декантирование – что это такое

Для каждого сорта вина используется сосуд установленной формы. Его главная задача – передача благородства напитка и создание условий для более полного раскрытия аромата и вкуса.

Молодому вину необходим воздух. Перед подачей его следует перелить в специальный сосуд для вина – декантер, что это такое и как им правильно пользоваться, знают профессиональные дегустаторы и гурманы. По их мнению, алкоголь, настоявшийся в сосуде не менее 2-3 часов, приобретает более яркий и приятный вкус.

Чаще всего декантер имеет воронкообразное горлышко и широкую нижнюю часть. Нередко сосуды для молодых вин выпускаются в форме сложных спиралей с конусообразными узкими длинными горлышками. Перетекая по ним, напиток насыщается кислородом даже без необходимого настаивания.

Необходимо знать, что такое декантер для зрелого вина. Это шарообразный сосуд с узким горлышком, позволяющий напитку только соприкоснуться с воздухом. Объясняется это тем, что выдержанные напитки за длительное время хранения получают достаточное количество кислорода через пробку и в дополнительном поступлении воздуха не нуждаются. В некоторых случаях это даже вредно. Поэтому коллекционный алкоголь переливать в сосуд необходимо непосредственно перед употреблением.

Кроме красивой подачи, декантация помогает определить наличие осадка и не допустить его попадания в бокал.

Зачем декантировать вино

После длительного хранения на дне бутылки появляется осадок. Это винный камень. Чаще всего этому процессу подвергаются плотные выдержанные виды. Появления осадка не оказывает влияния на вкусовые качества и аромат напитка. Но когда он попадает в бокал, это неприятно. Поэтому перед подачей необходимо декантировать вино.

Перед тем как открыть бутылку, ее нельзя взбалтывать, чтобы осадок не смешался с жидкостью. Переливается содержимое не спеша, тонкой струйкой, так, чтобы жидкость текла по стенке декантера. Опытные сомелье часто используют зажженную свечу, чтобы подсветить горлышко бутылки и вовремя заметить приближение осадка. Это помогает не перелить его в графин.

Содержимое бутылки переливают не только для отделения винного камня. Чаще всего эту процедуру, называемую аэрацией, проделывают для насыщения напитка кислородом.

Какие вина необходимо декантировать и в каком декантере

Декантация проводится не для каждого вида алкоголя. Для раритетного напитка это может быть даже губительно. Такие виды имеют настолько сложный химический состав, что переливание способно разрушить их структуру. Раритетному напитку не нужен специальный сосуд для вина. Ему достаточно некоторое время спокойно постоять в открытой бутылке.

А молодым винам это просто необходимо. Они имеют высокий уровень танина и медленно раскрывают свой букет.

Декантация необходима, прежде всего, выдержанным красным напиткам и портвейнам для насыщения вина кислородом. Некоторые сорта белого способны полностью раскрыть свой букет только после процедуры. Если у игристого напитка наблюдается излишняя интенсивность углекислого газа, процесс переливания поможет избавиться от этого. При необходимости проведения процедуры лучше использовать сосуд с крышкой, напоминающий по форме штоф. В некоторых случаях более уместно воспользоваться спиралевидным предметом.

Как выбрать и ухаживать за аксессуаром

При выборе декантера нужно знать, для какого вида вина он будет использоваться. Для молодых видов следует выбирать посуду с широкой нижней частью. Горлышко должно быть узким, расширяющимся кверху, похожим на воронку. Можно также подобрать более сложную модель.

У зрелого вина процесс декантации преследует одну цель – удаление осадка. Поэтому не так важно, какую площадь будет иметь емкость. Она может иметь форму амфоры или графина. Но более правильно будет остановить свой выбор на сосуде уткообразной формы с узким горлышком и широким основанием. Чтобы в полной мере подчеркнуть красоту напитка, нужно выбирать прозрачный декантер.

Что касается ухода, то протирать сосуд для вина салфеткой можно только с наружной стороны. Мыть его следует руками, ополаскивая большим количеством чистой воды, при необходимости используя ершик. Пользоваться абразивными моющими средствами запрещено. Появившийся внутри аксессуара налет легко удалить при помощи уксуса и рисовых зерен. Во время чистки следует слегка раскачивать емкость, чтобы рис постепенно счищал винный камень. После чистки ополоснуть кипяченой водой.

Для сушки следует использовать особый, установленный вертикально или под наклоном, штырь. Место для хранения нужно выбрать отдельно от остальной посуды.

Декантер всегда следует держать в чистоте. На нем не должно быть трещин и сколов. Кроме того, он не должен иметь посторонних запахов.

Основные правила декантации вина

Процесс декантирования подчиняется нескольким правилам и зависит от вида напитка. Главное в этом процессе – чистый сосуд для вина. Бутылку перед процедурой необходимо выдержать в течение некоторого времени на специальной подставке. Это поможет осадку в полном объеме собраться на дне.

После того как напиток отстоялся, можно приступать к переливанию. Прежде всего, необходимо ополоснуть сосуд небольшим количеством алкоголя. Это позволит устранить возможные посторонние запахи. Переливать нужно аккуратно, не торопясь. Прибор необходимо держать под наклоном, чтобы жидкость лилась непрерывным потоком и стекала по стенке. Когда осадок приблизится к выходу, следует остановиться. Даже если небольшая часть осадка попала в сосуд, его будет хорошо видно после того, как он осядет.

Выдержанные напитки необходимо переливать как можно медленнее, избегая разбрызгивания. С молодыми можно немного ускориться.

После правильно проведенной процедуры в графине окажется чистое вино с приятным ароматом и вкусом. Не стоит оставлять его на длительное время в сосуде. Для полного раскрытия букета будет достаточно 1-2 часов.

Источник: https://spirtnoe.expert/

Источник

Молодое или выдержанное, сортовое или купажное, столовое или десертное, наконец, белое или красное — изготовлению и хранению вина посвящена целая наука — энология. И только правильный бокал для вина позволит насладиться неповторимым ароматом и богатым вкусом благородного напитка.

Изделия прошли несколько этапов эволюции — от рогов животных в древности до современных стильных и функциональных моделей. Бокалы начали приобретать привычные нам очертания, когда глину, золото и серебро, из которых когда-то изготавливали сосуды, сменило стекло. Перевернутый колокол, флейта, чаша, гладкие стенки или с замысловатым узором — дизайн и форма емкости отражали модные тенденции.

В 1950-х годах XIX века благодаря австрийскому стеклодуву Риделю Клаусу на первый план вышла функциональность изделия. Проведя ряд исследований, он выявил, что вино по-разному раскрывает свой вкус в сосудах разных форм и объемов. Это открытие вдохновило его на разработку моделей по типу напитка.

«Бургундия», «шардоне» или трампет — все бокалы для вина имеют длинную ножку на подставке и чашу. А чем они отличаются друг от друга и почему, расскажем в нашей статье.

Бокалы для вина из прозрачного стекла: на тонкой ножке, зауженные вверху, изящные небольшие стаканы из тонкого стекла.

Бокалы для вина различной формы: высокие, узкие, широкие, различных пропорций для различных сортов вина, выполненных из тонкого прозрачного стекла.

Как форма бокала влияет на вкус вина

Этим вопросом задавались многие исследователи. С точки зрения химии, аромат имеет многослойную структуру. Испаряясь, над поверхностью напитка концентрируются тяжелые древесные и земляные ноты, чуть выше — минеральные и растительные, над ними — фруктовые и цитрусовые. Чем богаче палитра вкусов, тем больший объем бокала требуется напитку, чтобы ароматические фракции распределялись правильно. Это позволяет гурманам открывать для себя весь букет в нужной последовательности.

Читайте также:  Сосуды и нервы щитовидной железы

Не меньшую роль играют диаметры чаши и горлышка. Первый обеспечивает оптимальную площадь контакта с воздухом. Второй — удерживает нужные ароматы и позволяет выветриться ненужным.

Бокалы для красного вина

Красные вина производят преимущественно из черных сортов винограда с высоким содержанием танинов. Эти вещества облагораживают вкус напитка, наделяя его насыщенными пряными нотками, которые гармонично сочетаются с приятной кислинкой.

Характерные черты бокалов для красного вина — скругленная чаша и внушительный объем. Большой диаметр позволяет напитку раскрыть свой сложный аромат. А зауженное горлышко удерживает его. Форма и вместимость емкости может меняться в зависимости от того, для какого сорта вина предназначено изделие. Какими же они бывают?

Бургундские бокалы отличаются шарообразной чашей, суженной у горлышка. Стандартная вместимость — 700 мл. Используются для элегантных освежающих вин с легкой текстурой, таких как Пино-нуар. Такая модель помогает уловить широкий спектр утонченных ароматов.

Бордоские бокалы имеют классическую форму, подходящую для большинства столовых красных вин: удлиненную чашу, расширенную у основания и слегка зауженную сверху. Высокие стенки и большой объем сосуда (600 мл) обеспечивают нужную концентрацию спиртовых паров, которые не перебивают букет ароматов.

Универсальный бокал часто используется во время дегустации красных вин. По силуэту он приближен к бордоскому, но менее объемный. В связи с этим вкус напитка получается более концентрированным.

Бокалы для белого вина

Белые вина делают из винограда, очищенного от кожицы. По сравнению с красными они имеют менее сложную палитру вкусов, более легкую текстуру и повышенную кислотность. Напиток принято подавать охлажденным. В емкости небольшого объема (350—450 мл) он не успевает нагреться в процессе употребления. Рассмотрим виды бокалов для белого вина:

«Совиньон блан» предназначен для ароматных белых вин с повышенной кислотностью. С точки зрения физиологии, емкость в форме тюльпана позволяет избежать контакта с рецепторами языка, отвечающими за восприятие кислого. Удлиненные стенки удерживают аромат напитка.

«Шардоне» считается универсальным изделием для этого типа напитков. По форме бокал похож на бургундский, но с более прямыми стенками, которые не так сильно заужены у горлышка.

Фужеры для шампанского

Шампанское — самое популярное игристое вино, производимое в регионе Шампань. Напиток насыщен углекислым газом. Из-за этого при открытии бутылки пробка весело выстреливает, а на стенках бокала появляются пузырьки. Как и белое вино, перед подачей его охлаждают. Благодаря удлиненной ножке фужера оно не нагревается от руки. Существуют следующие виды бокалов для шампанского:

Чаша отличается невысокими стенками и широким горлышком. Бокал разработали для шампанского больше 300 лет назад. Сегодня в нем чаще подают негазированные коктейли. Также изделие используют для построения каскадных пирамид с игристым вином.

Флюте — бокал с зауженной чашей с высокими стенками. В таком изделии игра пузырьков выглядит особенно эффектно. А из-за небольшого диаметра она продолжается дольше.

Трампет имеет удлиненную конусообразную чашу, в которой также хорошо видны пузырьки.

Бокалы для крепленого и десертного вина

Крепленое вино — напиток с добавлением спиртосодержащего продукта. Может быть сухим или более сладким. К последнему виду относятся десертные вина. Расскажем о традиционных бокалах для них.

Бокал для Мартини используется для вермута или коктейлей на основе этого крепленого вина. Форма перевернутого треугольника позволяет легко положить кубик льда и оливку. Ими традиционно дополняют сухой напиток, чтобы оттенить его вкус.

Мадерная рюмка имеет невысокую ножку и небольшой объем (около 75 мл). Чаша может быть конусо- или тюльпанообразной. Такая форма способствует испарению избытка алкоголя.

На что обратить внимание при покупке бокалов

Итак, мы рассмотрели основные виды бокалов для вина. А вот несколько советов, на что обратить внимание при их покупке.

Форма и объем. Терпкое красное или освежающее белое? Если выбор кажется сложным, подберите бокалы универсальной формы и разной вместимости, которая поможет напитку раскрыться.

Материал. Элегантные прозрачные изделия из хрусталя, традиционного или хрустального стекла подчеркнут благородный цвет вина. У каждого материала есть свои преимущества и недостатки. Хрусталь привлекает своим бриллиантовым блеском, ярким звоном и невероятным сочетанием изящества и прочности. Великолепная и при этом доступная альтернатива этому материалу — хрустальное стекло, из которого изготовлены бокалы серии СТОРСИНТ. Изделия из него выглядят также торжественно. Посуда из стекла — самый хрупкий и экономичный вариант.

Дизайн. Изящество узорчатого стекла или стильная простота гладкого? Первые станут ярким элементом сервировки стола. Вторые — не отвлекут от красоты напитка. Что бы вы ни выбрали, вы легко сможете сочетать изделия из разных серий ИКЕА между собой.

Качество. Выбирая бокалы, обязательно проверяйте, нет ли на стекле сколов и других дефектов.

Как правильно подавать вино

Выбрать подходящие бокалы — это важно. Но для того чтобы насладиться истинным вкусом вина, его нужно еще и правильно подать. Поделимся с вами некоторыми секретами профессиональных сомелье.

Температура. Теплое вино становится крепче, а холодное — кислее. И только напиток оптимальной температуры способен раскрыть всю палитру вкусов. Для разных сортов она разная. Считается, что красное вино должно быть комнатной температуры. Белое, крепленое и игристое принято охлаждать. Часто в этих целях используют специальное ведерко с водой и льдом. Это не только функционально, но и эстетично.

Как открывать. Главный помощник сомелье — штопор. Он позволяет быстро и безопасно открыть бутылку. Традиционно изделие состоит из винтового стержня и рычага для удаления пробки. Некоторые модели оснащены небольшим лезвием, с помощью которого можно легко снять пленку или фольгу с горлышка.

Декантация. Красное и некоторые сорта белого вина перед подачей переливают из бутылки в специальный графин — декантер. Он представляет собой сосуд с широким основанием и длинным зауженным горлышком. Во время декантации напиток отделяется от осадка, а также насыщается кислородом. А это, как известно, улучшает его вкус. Процесс требует особой аккуратности. Предварительно бутылку оставляют в горизонтальном положении на 10—15 минут. Затем вино плавно переливают в емкость. Чтобы контролировать передвижение осадка, горлышко бутылки подсвечивают фонарем или свечей.

Как наливать вино. Существует правило: небольшие бокалы наполняют на треть, объемные — на четверть, фужеры для шампанского — полностью. При этом бокал должен стоять на столе. Если вы переливаете вино из бутылки, избегайте контакта горлышка и сосуда. Это не только обезопасит его от падения, но и позволит напитку насытиться кислородом. После того, как последняя капля оказалась в бокале, протрите горлышко салфеткой.

Читайте также:  Свод правил по сосудам давления

Бокалы для любого случая и аксессуары для напитков вы найдете в каталоге ИКЕА.

Источник

Материал содержит информацию о товарах, употребление которых может навредить вашему здоровью.

Чтобы зазвучала бокальная мантра «прозрачный, бесцветный, тонкий – чистая форма», потребовалась вся история человечества, начиная с неолита. По одной из исторических версий, наш предок сначала изготовил сосуд, а уж затем позабыл в нем гроздья кисло-сладких ягод и пришел в восторг, отведав их забродивший сок.

«Бокал вина», 1658-1660. Ян Вермеер © Берлинская картинная галерея, Берлин, Германия.

VII-V тыс. до н. э.

Из праха вышел

Рога, черепа и раковины были первыми сосудами для питья. Палеолитическая Венера граветтской культуры (около 25 тыс. лет назад), найденная близ поселка Лоссель (Франция), держит в правой руке рог. Греки любили смешивать вино и воду в раковинах моллюсков. Хан Куря вместе со своей женой пил вино из черепа князя Святослава, чтобы сын родился таким же храбрым и сильным. Помимо остроумного использования природных емкостей, пращуры также делали чаши из глины. Глиняные сосуды для вина вместе с обрезками виноградной лозы археологи находят на территории современных Ирана и Грузии и датируют их VII тыс. до н. э.

Деталь берльефа восточной лестницы дворца Ападана, Персеполь, Иран © СС/Phillip Maiwald/Wikipedia

IV-II тыс. до н. э., Древний Египет

Откуда ни возьмись

Египтяне делали виноградное вино, но расходовали его по большей части на богослужебные ритуалы и предпочитали пить из глиняных сосудов, очень простых – в виде чаш. Серебро и золото полагалось жрецам, богам и фараонам. Иногда сосуды для вина были более замысловатыми. В музее Метрополитен хранится одна из таких чаш из красной глины – у нее человеческие «ступни» и «приглашающий» наклон (3750-3550 гг. до н. э.). Секрет стекла египтянам был известен, но пускали его в основном на бижутерию. В эпоху Нового царства богатые египтяне пили вино из голубого и зеленого фаянса, походившего на почитаемые ими лазурит и малахит.

II тыс. до н.э., Китай

А в это время на Востоке

В некоторых провинциях Китая производилось виноградное вино, и народ там жил так весело, что в какой-то момент один из правителей приказал вырубить все виноградники. Рисовое и сливовое вино победило. В плане сосудов китайцы тоже отличились: таких причудливых и воинственных форм больше нигде не встретишь. Кубок назывался «цзюэ», чаша – «гу» (эпоха Шан, 1600–1027 гг. до н. э.). Известный гуляка Ли Бо (701–762) упоминает сосуд «доу», вмещавший больше литра вина: «Три кубка дайте мне сейчас – и я пойду в далекий путь. А дайте доу выпить мне – сольюсь с природой как-нибудь».

III-I тыс. до н. э., Древняя Греция

Геометрия пития

Греки почитали богов, в частности Диониса, но к потреблению вина относились как к социальному процессу. Самым популярным сосудом на пиршествах было глубокое блюдце – фиала. В него из специального черпачка – киафа – наливали вино, уже смешанное с водой в специальной вазе – кратере.

V-I вв. до н. э., Древний Рим

Сплав культур

Греческие сосуды были взяты на вооружение римлянами. Их переименовали на латинский манер и широко употребляли на всей территории Римской империи. В отличие от греков, которые чтили традицию, римляне любили новации и адаптировали под себя все достижения покоренных царств. После завоевания Сирии римляне узнали, как делать стекло, и обнаружили, что вино в стеклянных сосудах смотрится интереснее. «Беден тот, чье жилище не украшено стеклом», – включил в свой риторический репертуар Цицерон (106-43 гг. до н .э.). В итоге римские мастера превзошли египетских и сирийских, научились имитировать изумруд, сапфир, опал, бирюзу и рубин.

«Вакх», ок. 1596. Караваджо © Галерея Уффици, Флоренция, Италия

I-IV вв., Древний Рим

Победа стекла

Стоимость римских стеклянных чаш поначалу была запредельна. Все изменилось с изобретением выдувальной трубки, которая радикально удешевила процесс производства. За два поколения вся Римская империя, от центра до самых дальних провинций, покрылась стекольными мастерскими. Патера (римский вариант фиалы) из рифленого стекла стала рядовым предметом в доме средней руки к началу первого века нашей эры. Вершиной мастерства времен Нерона были муррины. Считалось, что эти чаши придают вину особый аромат и целебные свойства, а также способны обезвреживать яд. За одну из муррин Нерон уплатил семьдесят талантов. На эти деньги можно было приобрести 300 рабов.

V-VIII вв., Европа

В когтях кризиса

Почти все техники изготовления стекла, изобретенные в Риме, были утеряны к V веку. Экономика, культура, ремесла Европы пришли в упадок на долгие века, а вместе с ними деградировали сосуды для вина. Франки, впрочем, создали в VI-VII веках. несколько необычных форм. Драгоценное стекло снабдили для прочности «доспехами» – получился «бокал с когтями». Однако воинственные князья раннего Средневековья предпочитали пить вино из мощных серебряных кубков. Простой народ, как обычно, довольствовался глиной. Эволюция бокала ушла на восток – в Византию, а затем в мусульманский мир.

VIII-XII вв., Византия

Дефицит – двигатель прогресса

Едва в Византии начало развиваться стекольное производство, как арабы завоевали Египет, источник соды – важнейшего компонента стекловарения. Зола, которой византийские мастера пытались хоть как-то восполнить недостаток щелочи, делала стеклянные сосуды грубыми и непривлекательными. Недостаток соды заставил обратиться к цвету. Так возникла константинопольская школа витражного стекла, секреты которой затем легли в основу феномена венеци-анского стекла. Абсолютным топом эксклюзивности стала изобретённая византийскими стекольщиками двустенная диатрета – округлый конус, словно по- висший внутри тонкой стеклянной сети.

XII-XIV вв., Ближний Восток

Не для питья, так для продажи

Где не пьют вина? – в исламском мире. Кто воспел вино? – Омар Хайям. Вот два устойчивых в Западной культуре стереотипа. Увлечение вином было противопоказано всякому правоверному мусульманину, зато продавать кувшины и пиалы в одичавшую Европу было выгодно. С XII по XIV века так называемое дамасское стекло стало предметом роскоши в Европе. Бокалы были украшены эмалью и позолотой, причудливыми надписями на непонятном языке, фигурами людей и хищных животных.

«Король пьет», ок. 1638. Якоб Йорданс © Королевские музеи изящных искусств в Брюсселе

XII в., Константинополь. Венеция

Крестовый поход за бокалом

Во время 4-го крестового похода французские рыцари, прибывшие в Венецию для транзита, не смогли расплатиться за доставку в Египет. Дож уговорил их разграбить сначала город Задар, а затем Константинополь. Награбленное добро потекло в Венецию, а с ним – мастера-стекольщики, владевшие секретами витража и смальты. В 1291 году стекольные мастерские ради пущей секретности переселили на остров Мурано в паре километров от Венеции – с собственной администрацией, судом и дензнаками. Если мастер вдруг решал бежать с острова, то всех его родственников сажали в тюрьму, а на его поиски отправляли агента-убийцу.

Секрет сплава не покидал острова Мурано.

XIV-XVI вв., Венеция. Остров Мурано

Чудеса с острова

Читайте также:  Признаки если лопнул сосуд на ноге

В середине XIV в. венецианец Анджело Баровьер изобрел способ получать совершенно прозрачное тонкое стекло, ставшее известным как cristallo или венецианский хрусталь. Вся Европа восхищалась феноменальной чистотой, прозрачностью, почти невесомостью венецианских кубков и бокалов. Секрет сплава не покидал пределы острова, а муранские стеклодувы не уставали удивлять свет все новыми и новыми бокальными чудесами: молочное стекло, опаловое стекло, миллефиори («тысяча цветов»), филигрань, плетеное стекло, перистое стекло, ледяное стекло.

Начало XVII в., Богемия

Лесной бокал

В Богемии в XVI в. научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все известное ранее. В его состав вместо соды вошла древесная золапоташ, отчего оно стало тугоплавким и легко поддающимся гранению и шлифованию. Нюрнбергский гравер и ювелир Каспар Леман (1570-1622) одним из первых стал применять технику резьбы горного хрусталя к «лесному стеклу», сочетая крупные «алмазные грани» с тончайшей гравировкой. Постепенно у богемского стекла появились и свои характерные формы: большие кубки в форме перевернутого колокола и бокалы с крышками и точеными ножками.

«Натюрморт», 1634 г. Виллем Клас Хеда © Rijksmuseum, Амстердам

Середина XVII в., Англия

Дефицит дров

Для варки стекла нужно очень много дров, но в Англии к XVII в. практически истребили леса. В 1615 году король Якоб I запретил использование древесины в каком-либо производстве, кроме судостроения. Стеклодувам пришлось использовать в качестве топлива каменный уголь. Угольная сажа сильно чернила стеклянную массу, поэтому пришлось закрыть котлы крышками, что привело к чрезмерному повышению температуры стеклянной массы. Затем мастера попытались изменить состав стекла. Наконец, нужный ингредиент был найден – оксид свинца. Свинцовое стекло – кристалин – оказалось на редкость чистым, блестящим и прочным. Одной из популярных форм столовых бокалов стала «флейта» – высокий конус на короткой ножке.

Конец XVII в., Англия

Крылышки и защипы

В 1674 году англичанин Джордж Равенскрофт запатентовал новый способ производства «кристалина»: он радикально повысил долю свинца, почти до четверти. Его свинцовое стекло отлично поддавалось резке и гравировке, давало причудливую игру света и мелодично звенело. В мастерской Равенскрофта работали выходцы из Венеции, и итальянский вкус неизбежно отразился на облике раннего английского хрусталя. Тяжелые формы украшались характерными для «фасон-де-венис» защипами, «перьями», «крылышками» и налепами в виде капель и нитей.

Начало XVIII в., Англия

Очарование простоты

Английский потребитель все больше хотел наслаждаться видом вина, а резьба и грани мешали этому. Гладкостенный английский бокал начала XVIII века представлял собой небольшую чашу в виде колокольчика или конуса на массивной ножке с круглым, слегка приподнятым в центре основанием. С 1720-х годов пропорции этих бокалов достигли своего совершенства: корпус стал стройнее, а ножка изящнее. Нередко их называли «ньюкаслскими» – Ньюкасл был крупнейшим центром английского стеклоделия.

Грани мешали наслаждаться видом вина.

Середина XVIII в., Англия

Невесомость в цене

В 1745 году в Англии вышел закон о налогообложении стеклянного товара по весу, отчего винный бокал стал заметно легчать. Стенки становились все более тонкими, изменилась и форма ножки – она стала еще более гладкой. Впрочем, у англичан не хватило духа на полную простоту. Внутри ножки по принципу венецианской филиграни стали пускать молочную или красную стеклянную нить. Иногда вместо стеклянной «венецианской нити» мастера делали воздушную спираль или использовали еще более изощренную технику – «играющую ртуть». Эти изыски повышали стоимость бокала, не увеличивая веса.

Конец XVIII в., Англия

Почти алмаз

В 1780-х годах приемы резьбы по стеклу стали более разнообразными и широко распространенными: резчики использовали углубленные штрихи, рифление, звездочки, «арки», и прочие приемы, принятые при огранке алмазов. Так родился специфически английский способ рафинирования свинцового хрусталя – бриллиантовая грань. Эта техника полностью выявила уникальные качества материала – его светоносное сияние и чрезвычайный блеск. «Хрустальная» ветвь эволюции бокала достигла своего апогея.

«Завтрак гребцов», 1880–1881 гг. Пьер Огюст Ренуар © Собрание Филлипса, Вашингтон

Конец XVIII – начало XIX вв., Франция

Империя и размеры

На рубеже веков бокал послушно следовал смене эстетических вкусов: то подстраивался всевозможными завитушками под рококо, то вновь обретал строгие греческие формы. Ампир, пришедший вместе с Наполеоном Бонапартом, требовал от бокала помпезности, мощи и золотой оправы. Во Франции в начале XIX в. выпускали стилизованные канфары и фиалы, только не из глины, а из богемского хрусталя.По легенде «классические» креманки для шампанского впервые были изготовлены в 1787 году по форме и размеру груди королевы Франции Марии-Антуанетты (размер «В» по международной классификации размеров женских бюстов и объем в 200 мл согласно метрической системе).

XIX в., Европа

Хор форм

XIX век воспроизводил все фасоны, сложившиеся за историю бокала одновременно. Мода на эклектику и успехи химии давали мастерам почти безграничные возможности. Рядовой потребитель по-прежнему ценил блеск и звон хрусталя. Фабрика Baccarat в Нанси лучше прочих попала в настроение эпохи: она снабжала бокалами, люстрами, зеркалами не только французских королей, но и русских императоров. Экспорт в Россию был настолько существенным, что на Baccarat появились специализированные цеха: «Русская зала», «Русское гранение», «Русская гравюра».

Конец XIX – начало XX вв., Европа

Жертвы ар-нуво

Узнаваемый стиль эпохи – ар-нуво c его культом природных линий. Декоративное искусство считалось достойным способом самовыражения, и пластичное стекло привлекло особенное внимание художников. Эмиль Галле отображал в своих изделиях цветы, лепестки, фрукты и насекомых, передавая нюансы фактуры и цвета наложением слоев стекла, вводя пузырьки, трещинки и неровности, а так-же делал «говорящие» бокалы с цитатами из Вийона, Бодлера, Верлена. Рене Лалик в начале XX века, наоборот, пошел от формы, подчеркивая декором ее пластичность. На сосудах из любимого им опалового стекла в технике высокого рельефа оживают в полете кузнечики, светятся обнаженные женские тела.

Баухаус передал бокалу функциональность.

60-е гг. XX в., Австрия

Бокальный баухаус

Химик и инженер Йозеф Ридель Младший, представитель «стекольного» семейства из Богемии в седьмом поколении, начал выпускать классические бокалы под собственным именем в 1890 году. Но настоящую бокальную революцию совершил его внук – Клаус Йозеф Ридель, главный в мировой истории экспериментатор над формой бокала, поставивший в лучших традициях школы «Баухаус» во главу угла функциональность, т. е. способность раскрывать вино наилучшим образом. Благодаря ему на свет один за другим стали появляться специальные бокалы под бургундию, бордо, шардоне, совиньон – «самые изысканные бокалы как с технологической, так и с гедонистической стороны», по выражению Роберта Паркера.

Настоящее время.

Австрия и Германия

Идеал машинным способом Клаус Ридель создал новую форму бокала, Георг Ридель, его сын, сделал ее международным стандартом инд