Сосуд с двумя носиками

Алабастр

Сосуд продолговатой закругленной книзу формы с плоским горлом и ушком, за которое его подвешивали для хранения. Часто производился из алебастра с крашеным орнаментом, обожженной глины, стекла или металла. Как правило, использовался для хранения парфюмерных мазей.

Амфора

Овальный сосуд с двумя ручками для хранения масла и вина, иногда использовался в качестве урны для захоронения или голосования. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

Арибалл

Небольшой шарообразный или грушевидный сосуд, часто с художественной росписью. Использовался для хранения парфюмерных и ритуальных мазей.

Аскос

Небольшой плоский ритуальный сосуд с трубкообразным горлом и прикрепленной к нему полой ручкой; часто украшался фигурной росписью.

Балакиръ

Кувшин, кринка, горлан, горшок для молока.

Блюдо

Большая плоская чаша, род большой тарелки, круглой или продолговатой, обычно с широкими краями и иногда с крышкой.

Бо

Древнекитайская чашка с широким устьем и округлым или плоским дном, как правило, украшена геометрическим орнаментом, представляющим стилизацию рисунков рыб.

Братина

Братина, братинка, братыня (по В.И. Далю) — сосуд, в котором разносили пития, пиво на всю братию и разливали по чашкам и стаканам; медная полуведерная ендова или деревянная, с развалом и носком;
большая деревянная чашка.

Бутылка

Узкогорлый стеклянный или глиняный сосуд, в котором держатся и подаются виноградные вина; по наружному виду и по вместимости, различают: столовые или простые бутылки; рейнские, шампанские, мадерные, круглые или раздутые, для сладких вин;
портерные, с крутым оплечьем и т. п. Плоская бутылка называется флягою.

Бутыль

Большой, округлый, стеклянный или глиняный сосуд, узкогорлый, вмещающий полведра, ведро и более.

Ваза

(по В.И. Далю) — сосуд древнего или иного изящного образа, напоминающего кувшин с перехватом, чаще всего с раструбом кверху,
для украшения покоев и зданий.

Гидрия

Керамический (иногда металлический) сосуд с двумя горизонтальными и одной вертикальной ручкой между венчиком и пологими плечиками, которые плавно переводят тулово сосуда в его горло. Часто роспись наносилась только на ручки. Использовалась для разливания напитков во время пиршеств.

Глек

Глек, глечек — кринка, малый горлач.

Горлан

Горлан (по Далю) — кубан или кринка, балакирь, кувшин без носика и ручки, узкогорлый горшок для молока, высокий горшок с пережабиной. Употреблялся как кухонная посуда и как сосуд для хранения сыпучих и жидких веществ.

Дискос

(по Далю) — церковное блюдце с поддоном, на которое кладут вынутый из просфоры агнец. На дискос полагалось помещать пелену — дископокровец.

Ендова

(по Далю) — широкий сосуд с отливом или носком, для разливки питей; медная посудина в виде чугуна, с рыльцем.

Канфар

Древнегреческий сосуд для питья в форме кубка с двумя ручками, преимущественно на высокой ножке. Считался атрибутом бога Диониса.

Киаф

Сосуд в форме чаши с одной длинной изогнутой ручкой, на
ножке или без нее. Использовался как черпак во время застолий и
как мера жидкостей и сыпучих тел (около 0,045 л).

Килик

Керамический или металлический сосуд для питья в форме открытой плоской чаши на ножке (приземистой или тонкой, вытянутой) с двумя ручками.

Кратер

Сосуд с широким горлом, вместительным туловом и двумя ручками; для смешивания крепкого вина с водой.

Кринка

Кринка, криночка, (по Далю) малый горлач, балакирь, глок, глечик, узкий высокий молочный горшок с раструбом; в кринках держат простоквашу, молоко в бурачках.

Кубан

Кубан (по Далю) — большая кринка, балакирь, горланчик, горлач.

Кубатка

то же, что и горлач.

Кувшин

Кувшин (по В.И. Далю) – – глиняный, стеклянный или металлический сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою; урна, ваза.

Кумка

Кумка (по Далю) — чайная чашка (по себе, без блюдца); полоскательная чашка.

Лебес

Лебес (греч. котел) — большой сосуд в форме чаши на треножнике или подставке. Использовался, как правило, для мытья и приготовления
пищи). Свадебный лебес с длинными ручками играл роль вазы для цветов.

Лекиф

Лекиф — древнегреческий сосуд для масла. Первоначально делался конусообразной, затем цилиндрической формы с вертикальной ручкой, узким горлом, переходящим в раструб и использовался в похоронном церемониале. Мраморные лекифы больших размеров, украшенные богатым орнаментом, ставились в местах захоронения.

Лутрофор

Лутрофор — сосуд с высоким туловом, длинным узким горлом,
широким венчиком и двумя ручками. По свадебному ритуалу в нем приносили воду для омовения невесты. Если невеста умирала до свадьбы, лутрофор помещали в ее могилу. Позднее этот сосуд стал традиционным
украшением любых могил.

Миса

Миса, миска, мисочка (по Далю) — чаша, чашка; посуда, в которой подают на стол щи, похлебку; чаша к самовару, кумка, поддон под миску, на стол.

Мисник

Мисник (по Далю) – – поставец, судница, полки или шкаф для посуды.

Ойнохоя

Ойнохоя — кувшин с носиком оригинальной формы, использовавшийся для разливания жидкостей на пиршествах, обыкновенно вина. Процесс ускорялся за счет трех стоков на горлышке, что позволяло наполнять сразу три чаши.

Окрин

Окрин (по Далю) — церковный сосуд, чаша; кувшин, горлач; ваза.

Патера

Патера — глубокая или плоская чаша, используемая для питья в жертвенном ритуале.

Пелика

Пелика — расширяющийся книзу сосуд с двумя вертикальными ручками.Использовался, главным образом, для хранения небольших объемов сыпучих и жидких веществ.

Пиксида

Пиксида (греч. самшит) — круглая или овальная коробка для украшений, мазей или пряностей. Первоначально делалась из дерева, слоновой кости или золота, У древних христиан использовалась как ритуальный сосуд для гостии, искупительной жертвы.

Пин

Пин – – древнеяпонская бутыль с округлым горлышком

Посуда

Посуда (по В.И. Далю) — домашний, обиходный сосуд, судно, хозяйственная утварь, особенно столовая; вообще, в ней держат, готовят и подают харч, пищу: посуда кухонная и столовая.

Читайте также:  Обследование сосудов в коломне

Псиктер

Псиктер — сосуд на высокой цилиндрической ножке, которая позволяла ставить псиктер в другой сосуд, наполненный холодной водой или льдом. Использовался для охлаждения напитков.

Ритон

Ритон (греч. рог для питья) – – керамический или металлический сосуд в Древней Греции воронкообразной формы с очерченной шейкой и ручкой. Часто изготавливался в виде головы животного или человека, использовался или на пиршествах, или в сакральных ритуалах.

Скифос

Скифос (или котила) — сосуд для питья в форме чаши с двумя горизонтальными ручками. Иногда использовался рим-
лянами как мера жидкости (0,27 л).

Сосуд

Сосуд (по Далю) – – посуда, посудина, держалая утварь, всякая ёмкая вещь, всякий снаряд, изделие, для держанья, храненья чего либо,
особенно жидкости. Все содержащее или носящее в себе что-либо. Сосуд деревянный, скудельный, глиняный или медный. Сосуды церковные, чаша или потир и дискос.

Стамнос

Стамнос — сосуд с короткой горловиной и широким отверстием, часто снабжался двумя горизонтальными ручками и использовался для хранения вина. Первоначально был округлым и выпуклым, со временем — все более овальным и плоским.

Стопа

Стопа, коноб — кружка, большой бокал, который обходит в круговую.

Тарелка

Тарелка (по Далю — тарелъ стар, тале(и)рка) столовая посуда, на которой едят. У крестьян деревянный кружек, на котором крошат
мясо.

Урна

Урна — древнеримские сосуды для сбора и захоронения праха умершего. Для особо знатных погребений изготовлялись лицевые и фигур-
ные урны, домашние ларцы для пепла. Часто изящно выполненную урну помещали в более грубо обработанную.

Фиала

Фиала — сосуд в виде круглой бутыли с зауженным горлом, используемый для возлияний богам. Алхимики использовали ее в качестве аппарата для дистилляции.

Фляга

Фляга, фляжка (по Далю) — бутылка, скляница, баклажка; часто плоский, дорожный сосуд, для питья.

Ху

Ху — древнекитайский высокогорлый кувшин с выпуклым туловом, обычно украшенный рисунками рыб.

Циста

Циста (лат. корзина) — цилиндрический ларец для хранения туалетных принадлежностей.

Чаша

Чаша (по Далю) — сосуд полушаром или около того; братина; миса.

Чашка

Чашка — небольшой округлый сосуд с ручкой для питья либо хлебанья. Деревянная чашка, мис(к)а, ставец.

Источник: Бугамаев М. Гончарное ремесло. – Ростов-на-дону. .”Феникс”, 2000 г.

Источник

Возвращаюсь опять к гимовской древнегреческой выставке (см. также здесь и здесь).

Старинные керамические сосуды с таинственными названиями… В экспозиции их столько, что как раз есть случай разобраться.

Самая классика, всем известное название — амфора (αμφορέας). Вытянутый или яйцевидный сосуд с двумя ручками. Как правило остродонный (что было удобно для перевозки в трюмах — установленные там сосуды качались, но не сдвигались с места и не бились), хотя иногда амфоры могли иметь и плоскую подставку. Могли достигать и весьма больших размеров. Предназначались в основном для транспортировки оливкового масла либо вина (иногда и сыпучих продуктов). Подтверждением тому — обнаружение фрагментов греческих (судя по клеймам гончаров) амфор практически по всему средиземноморскому и черноморскому побережью.

Данная амфора изготовлена примерно за 500 лет до нашей эры. Однако известно имя расписавшего ее живописца — Евхарид. Это «чернофигурная» роспись — она наносилась на подсохший сосуд еще до обжига, при этом использовалась подкрашенная глина («шликер»). Для деталей брались минеральные краски, красная и белая, применялся и прием граттажа (процарапывания). Только после обжига фон обретал красноватый цвет, а нанесенное изображение становилось черным.

А вот более древняя амфора, примерно VII век до нашей эры. Техника орнамента здесь более примитивна, но это тоже глина по глине.

Гидрия (Υδρία) — как легко догадаться по названию, кувшин для воды, скорее округлой формы. Для удобства использования гидрия имела три ручки — две по бокам, чтобы переносить, и одну вертикальную, для удобства разливания. Вот здесь эту третью ручку хорошо видно.

На примере другой гидрии (примерно 400 лет до нашей эры, мастер Прономос) удобно поговорить о краснофигурной вазописи. Этот способ — более поздний, чем чернофигурная. Фактически это тот же прием, но с точностью до наоборот: на сосуд наносились тонкой кистью контуры фигуры и линии рисунка, затем шликером (который в необожженном виде был попросту серым) заполнялся весь фон. После обжига проявлялся характерный черный цвет.

Килик (κύλιξ) — сосуд для напитков (воды или вина). Плоский, на короткой ножке. Две ручки почти не превышают кромку сосуда. Роспись делалась как снаружи, так и внутри. Данный экземпляр — около 500 лет до нашей эры.

Кратер (κρατήρας) — специальный сосуд для смешивания вина с водой (что было принято у греков, которые с осуждением отмечали, что варвары — например, скифы — пили вино неразбавленным). Кратер вместителен (где-то откопали сосуд объемом аж в двести литров), имеет широкую горловину и две ручки по бокам.

На симпосионе (пиру) кратер ставился в центр помещения. Если верить дошедшим до нас сведениям, вино в нем разводилось водой в пропорции 1 к 3 для долгой философской беседы, 1 к 2 для веселья или 1 к 1 для развлечений оргиастических (что вроде бы применялось нечасто — но не будем гадать). За процессом должен был наблюдать избранный собравшимися «симпосиарх». Разбавленное вино зачерпывалось из кратера специальными черпаками с длинной ручкой — киафами (к сожалению, на выставке таких не оказалось), а затем разносилось и разливалось по кубкам пирующих (см выше: килик).

Вообще вся эта история с разбавлением вина заставила исследователей предположить, что вино у древних греков получалось более крепким и главное, гораздо более сладким, чем современные европейские вина. Если так, то стоит согласиться с разбавлением.

А вот еще один краснофигурный кратер.

Лекиф (λήκυθος) — сосуд гораздо более «мирного» применения: он предназначался для хранения оливкового масла (или масла благовонного, то есть косметического средства). Относительно (особенно относительно кратера или транспортировочной амфоры) небольшой, узкий, с длинным горлышком и одной ручкой. Вот чернофигурный лекиф из мастерской вазописца Хаймона (500−475 до н. э.).

А вот белофонный лекиф. Такой стиль вазописи появился в VI веке до н. э. в Афинах — что объяснялось наличием здесь, в Аттике, белой известковой глины, шликером из которой и покрывался терракотовый сосуд. Окончательная роспись наносилась поверх этого белого фона. Применялась такая техника не очень часто, поскольку обходилась дороже, а главное — получаемый белый фон оказывался довольно хрупким и легко отшелушивался. Для сосудов хозяйственного назначения он, таким образом, не годился, а вот для косметической продукции, так сказать, для туалетного столика — почему бы нет. Кстати, такие лекифы нередко обнаруживают в женских захоронениях.

Читайте также:  Сосуд с надписью начало нового года

Ойнохойя (Οινοχόη) — кувшин с одной ручкой и носиком в виде трилистника. Предназначался для подачи вина. Утверждается, что профессиональные виночерпии могли разливать из ойнохойи вино стазу в три сосуда. Не знаю, не видела. 🙂

На самом деле носики у ойнохойи могут быть разные (кто-то насчитал десяток типов), но на нашей выставке — как раз классический «трилистник».

Пелика (πελίκη) — внешне ближе всего к амфоре, но отличается от нее характерной каплевидной формой и более широким горлом, а также всегда имеет подставку. Считается, что использовалась для хранения сыпучих продуктов в домашнем хозяйстве (хотя есть и примеры использования пелики в качестве погребальной урны).

Пиксида (Πυξίδα) — круглый сосуд с плоской крышкой. Могли изготавливаться также из дерева, металла, алебастра. Использовались женщинами для хранения украшений и косметики.

Встречались, однако, и пиксиды гораздо большего размера — вот крышка одной из таких, размером в доброе автомобильное колесо. Впрочем, их назначение не очень ясно.

Наконец, скифос (σκύφος) — еще один сосуд для питья. Обратите внимание, что одна ручка у него горизонтальная, а другая — вертикальная.

И под занавес — весьма таинственная штука: своеобразная керамическая «бобина» (экспозиционеры так и обозначили ее, закавычив) размером со средних размеров бобину для пленочного магнитофона ХХ века. Тут же — V век до нашей эры. Для чего это тогда применялось — непонятно.

Весьма внятные схематические изображения древнегреческой керамики можно обнаружить здесь (к сожалению, пояснения там только на французском).

Источник

ЩАНКИ, КАНДЮШКА, СОЛИЛО… ЗАБЫТЫЕ И НЕОБЫЧНЫЕ ВИДЫ СТАРИННОЙ ГЛИНЯНОЙ УТВАРИ

ГОРШКИ в старину являлись самой распространенной и самой необходимой посудой. Их количество в крестьянском хозяйстве доходило до 30-40 штук. Так было в основном потому, что для каждого блюда полагался свой горшок: был горшок-кашник, горшок-луковник, горшок-братина, горшок-корчага… Это позволяло хозяйкам избегать смешения запахов, и блюдо сохраняло свой неповторимый вкус. В старину не пользовались глазурью, и поэтому каждый горшок пропитывался запахом того продукта, для которого он был предназначен. Раз в год хозяйки дезинфицировали горшки, прокаливая их в русской печи, поставив вверх дном прямо в печь.

ГОРШОК-ЛУКОВНИК: имел форму открытого усеченного конуса, иногда с вертикальной ручкой.

ГОРШОК-КАШНИК – маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.

ГОРШОК-БРАТИНА – посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от обыкновенного горшка наличием ручек.

КОРЧАГА — большой горшок для хранения сыпучих продуктов: муки, зерна, крупы и др. Корчаги, в отличие от обычных горшков, делались, как правило, без волохов (крышек) и ручек.
Корчаги использовались также для нагревания воды, варки пива, кваса, браги, бучения – кипячения белья со щелоком. Корчага не имела, как правило, крышки. При варке пива горловину закрывали холстом, обмазав его тестом. В печи тесто запекалось в плотную корку, герметически закупоривая сосуд. При кипячении воды, бучении белья сосуд закрывали доской после того, как огонь в печи прогорал. Пиво, квас, воду сливали из корчаги через отверстие в нижней части тулова. Корчаги были широко распространены по всей России. В каждом крестьянском хозяйстве их обычно было по несколько штук разных размеров, от корчаг в полведра (на 6 л) до корчаг на два ведра (24 л).

ДОЙНИК представляет собой большой горшок с вертикальной ручкой и носиком, которые приклеивались к тулову горшка с диаметрально противоположных сторон. Носик приклеивался максимально высоко, и в этом — функциональная особенность дойника, так как он служил для отстаивания молока. А как известно, у настоящего коровьего молока сверху отстаивается довольно толстый слой сливок. Через носик, который приклеивается на том уровне, где обычно заканчиваются сливки и начинается молоко, эти сливки легко можно перелить в отдельный горшок или кринку. Дальнейшая их судьба известна — из них сбивали масло или, давая скиснуть, превращали их в сметану. Делались дойники и более сложной конструкции, с двумя носиками, приклеенными с противоположных сторон. Второй носик имел внутри горшка продолжение в виде искривленного цилиндра, который достигал почти дна. Такая конструкция позволяла через один носик сливать сливки, а через другой молоко.

КИСЕЛЬНИЦА представляет собой низкий горшок с широким горлом, с носиком и ручкой как у дойника. Такое широкое горло делалось для того, чтобы горячий кисель как можно быстрее остывал (а еще для того, чтобы остывший кисель удобнее было доставать – О.Л.).

РУКОМОЙ (урыльник). У рукомоя два носика с противоположных сторон тулова и две вертикальные ручки, за которые он подвешивается. Тулово имеет форму классического горшка. При помощи рукомоя можно и умываться, недаром он имеет второе название — урыльник.

ПЛОШКА, МИСА, СОЛИЛО — в общем-то, названия одного и того же изделия. По форме они почти не отличаются друг от друга и разнятся только размерами. Миса всегда больше плошки, а солило больше мисы.
И служили они в крестьянском быту как блюда и тарелки. Правда, до начала XX века индивидуальные плошки и миски использовались крестьянами редко. В основном в семьях ели из общей посуды, и, как правило, это были горшки-братины. В солилах, мисах и плошках подавали еду к столу. В солилах, что, наверное, понятно из названия, подавались соленья: квашеная капуста, соленые помидоры и огурцы, грибы и проч.

ДВОЙЧАТКИ, ЩАНКИ, спорыши, поляточки, близня́та, двоешки, двойнички. В разных русских губерниях так называли один и тот же сосуд — склеенные между собой два одинаковых горшка с общей ручкой. Придумали наши предки этот сосуд для того, чтобы удобно было носить в поле обед. В одной руке можно нести и щи, и кашу. Щанки можно делать и из трех горшков, и даже из четырех.

КРИНКА – глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол. Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое горло, плавно переходящее в округлое тулово. Форма горла, его диаметр и высота рассчитаны на обхват рукой. Молоко в таком сосуде дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой сметаны, который удобно снимать ложкой.

Читайте также:  Свернулась кровь по сосудам

КУВШИН – сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с пережабиною под горлом, с ручкою и носком.

ЛАГУШКА — сосуд для дегтя. Когда-то деготь был людям просто необходим, особенно в деревне. Им, как машинным маслом, смазывали вращающиеся поверхности, например колеса телеги, натирали дегтем сапоги, лечили коровам и быкам растрескавшиеся копыта.

КУВШИН-ПОЛЕВИК — это кувшин, в котором носили воду, молоко, квас работникам в поле. По форме полевик представляет собой кринку с крутыми бедрами, но с носиком, приклеенным к выпуклой части тулова, и ручкой. Ручка, в отличие от простых кувшинов, к полевику приклеивается сверху, как у корзины. Такая конструктивная особенность этого сосуда понятна — его удобнее носить в руках.

КУВШИН ДЛЯ ВОДЫ — это большой кувшин (на 5-6 литров) с носиком и ручкой, в котором носили воду; отчего его часто называли русской гидрией. По форме он представляет собой большую корчагу, но с горлышком как у кувшина.

КРУПНИК (или пудовик) — ёмкость для хранения сыпучих продуктов (15-16 кг.).

ОПАРНИЦА – керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на пироги, белые булки, блины, представляла собой глиняный сосуд, круглый, с широким горлом и слегка зауживающимися к поддону стенками. С внутренней стороны опарник был покрыт глазурью. Высота опарника колебалась от 25 до 50 см, диаметр горла от 20 до 60 см. Форма была удобна для замешивания опары и теста как рукой, так и мутовкой. Для приготовления опары в теплую воду закладывали закваску (как правило, тесто, оставшееся от предыдущей выпечки), перемешивали с половиной муки, необходимой для изготовления хлеба или пирогов, и оставляли в теплом месте на несколько часов. После закисания опару, если она была предназначена для выпечки ржаного хлеба, перекладывали в дежу, квашню, добавляли муку, месили и, закрыв плотно крышкой, ставили в теплое место. Если опара ставилась для пирогов, то ее оставляли в опарнике, добавляли муку, яйца, сметану, месили и оставляли подходить. В народном сознании слово «опара» осмыслялось как незаконченное, не доведенное до конца дело. При неудачном сватовстве обычно говорили: «С опарой воротились», а если сваты заранее знали, что в сватовстве им откажут, то говорили: «За опарой поехали» (“Русская изба” иллюстрированная энциклопедия).

КУХЛЯ — это горизонтально поставленный бочонок с горлышком (горлышко иногда закрывали волохом). Кухлю делали и с ручкой, и без ручки, и с носиком для слива, и без носика, и на ножках, и без ножек. Разные варианты изготовления определялись ее назначением. В кухлях хранили и подавали на стол квас, сбитень, мед, вино, медовуху. Размеры кухли тоже были самыми разными. Если кухлю изготавливали без ножек, то ее просто придавливали к столу в подвяленном состоянии до образования плоскости, которая и служила своеобразным дном.

БАКЛАГА — это плоский дисковидный сосуд с узким коротким горлышком. Она изготавливалась в двух видах: на ножках для подачи на стол крепких напитков и с небольшими ушками на плечах; в них продевали ремень или веревку; и, в зависимости от размера, носили баклаги на поясе или на плечах.

ДЕГТЕРНИЦА — сосуд, в котором брали с собой в дорогу деготь для смазывания телеги. По форме это была все та же баклага, по только меньшей толщины и с очень узким горлышком. Это был прообраз современной масленки.

КУМГАН. Слово «кумган» — тюркского происхождения и означает «сосуд пустыни». Как и квасник, кумган использовался для различных напитков, и в частности, конечно, для кваса. Очень красивые кумганы делались русскими гончарами в XVII веке в Ростове Великом, Ярославле, Москве, Кумганы на Руси делались в основном двух типов: первый имел тулово каплевидной формы с ножкой и коротким горлышком, второй имел тулово тыквообразной формы с ножкой и высоким горлышком. Ручки у них были одинаковые — большие и плоские. Тулова кумганов, как правило, богато декорировались способом налепа.

КВАСНИК — сосуд для подачи кваса на стол. Форма его тулова представляет собой закрытый тор (бублик), поэтому квасник можно выкрутить на гончарном круге только по частям. Более того, помимо горлышка, носика и ручки к выкрученному тору нужно приклеить еще четыре ножки.

КУБЫШКА. Одно время она делалась довольно большой и с ручкой, поскольку применялась для подачи вина к столу. Позднее кубышка потеряла ручку и ее стали использовать для хранения денег. Кубышки, набитые доверху монетами, затыкали пробками и закапывали в землю. С тех пор выражение «складывать деньги в кубышку» прочно вошло в русский язык.

ПИВНЯК — сосуд для пива. Когда-то в нем отстаивали пиво, для чего в нижней части тулова чуть выше уровня осадка делали отверстие для слива, затыкаемое «стырем». Сегодня пивняк уже делается без отверстия и используется как кувшин. Он представляет собой сосуд каплевидной формы с носиком и ручкой. На Вологодчине пивняки, например, делались и без ручки.

КАНДЮШКА— чашка шаровидной формы, с ножкой и широким горлышком.

КУМОЧКА — маленькая кринка с ручкой, но очень строгой формы — шар плюс усеченный обратный конус. Ручка своим верхним концом крепилась прямо к губам кумочки.

КРУЖКА-ТУШКА — чашка бочкообразной формы с круглой ручкой. По объему она занимала место между кандюшкой и кумочкой.

Источник: материалы сайта “Керамика, керамическая посуда, гончарный круг” . На этом сайте также представлены исчерпывающие инструкции для гончаров, которые хотели бы изготовить эти изделия по старинным образцам.

https://ceramicsmurman.blogspot.ru/

Источник