Ученик не сосуд ушинский

Посредственный учитель излагает.

Хороший учитель объясняет.

Выдающийся учитель показывает.

Великий учитель вдохновляет.

Ульям Артур Уорд

Когда на свет появляется маленький человек, взрос¬лые не всегда готовы терпеливо идти рядом, сопровождая его по жизни. Многие хотят идти впереди на правах рож¬денных первыми. Хотят и требуют от ребенка следовать за ними – шаг в шаг, след в след. Но размер взрослого шага намного больше размера шага ребенка. Да и размер ноги отличается.

На самом деле чего же хотят взрослые, даря новую жизнь? Несомненно, они хотят вырастить человека. Че¬ловека с большой буквы. Человека, умеющего думать и любить.

Мне кажется, именно учитель и нужен для того, чтобы помочь людям (и маленьким и взрослым) научиться думать и любить.

Не люблю, когда меня кто-либо назидательно учит, и не люблю таким образом учить других! Мне нравится учиться самой, и когда мне оказывают помощь, если это требуется. И я готова помочь другим, если в этом есть необходимость. Ведь «роль педагога состоит в том, чтобы открыть двери, а не в том, чтобы проталкивать в них ученика» (А. Шнабель). Считаю, что роль учителя не указывать до¬рогу, а помогать ребенку идти своим путем. Стараться не давать детям готовых знаний, а помогать добыть их само¬стоятельно, используя различные источники информации. Недаром древняя мудрость гласит: «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я пойму». Главное – позволить каждому быть собой, не по¬давить того, кто хочет быть другим, сберечь «непов¬торимую прелесть индивидуальности». Ведь человек имен¬но в индивидуальности своей несет свой существенный, особый смысл. Надо видеть в каждом ребенке личность. Академик Е.В. Бондаревская утверждает: «Становление личностного образа ребенка — процесс внутренний, он обусловлен становлением само¬сознания ребенка. Ребенок самоценен, поэтому свойства личности не «задаются» учителем в соответствии с нор¬мативами, а «востребуются», поскольку они изначально заложены природой в ученика как возможности его лич¬ностного саморазвития».

Опыт работы подтвержда¬ет, что образование и воспитание должно быть природосообразным и человекоцентричным. А для этого надо сначала измениться самому и признать в ученике творца, равного учителю. Ведь «каждый человек – остров внутри себя, и он может построить мост к другому, если… ему позволят быть самим собой», – писал Р. Роджерс.

Итак, ученик – творец. Он не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь. А. Дистверг писал: «Было время, когда считали возможным сообщать образование. Даже знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности… Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить ничем нельзя. Он должен самодеятельно все охватить, усвоить, переработать».

Я согласна с Я. Корчаком, который писал: «Уважайте незнание ребенка! Уважайте труд познания! Уважайте не¬удачи и слезы! Уважайте текущий час и сегодняшний день! Как ребенок сумеет жить завтра, если мы не дадим ему жить сегодня сознательной, ответственной жиз¬нью?». Мне так же близко мнение Ж.Ж. Руссо об автори¬тарности: «Пусть ребенок узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее. Если когда-нибудь вы замените в его уме рассуждение авторитетом, он не будет уже рассуждать: он станет лишь игрушкой чужого мнения… Жить – вот ремесло, которому я хочу учить его». Поэтому нужно образовательные традиции связывать с исследовательской деятельностью, чтобы психическое разви¬тие ребенка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития, чтобы от «учения пассивно¬го, экстенсивного» – посредством преподавания перейти к «учению ак¬тивному, интенсивному» – посредством собственного опыта.

Чтобы действовать эффективно, важно следовать следующим правилам:

– всегда работать творчески;

– помогать детям действовать самостоятельно, неза¬висимо;

– избегать прямых инструкций;

– не сдерживать инициативу детей;

– не делать за них то, что они могут сделать, или то, что они могут научиться делать самостоятельно;

– помогать детям формировать навыки самостоятель¬ного решения проблем;

– поощрять стремления делать выводы, высказывать суждения и умозаключения;

– научиться слышать каждого, когда говорят все одновременно;

– верить в своего ученика.

Итак, ученик получает право на свободный поиск. Подчас этот поиск занимает длительное время, но в этом и заключается смысл образовательного процесса, требующего не только знания различных методик, но и постоянного поиска, творчества, отдачи самого себя делу, которому посвятил свою жизнь. «Мы, как строители всех зданий, кладем высотные дома из кирпичей незримых – знаний». Но ведь и награда велика: светящиеся глаза детей и уверенность в том, что ты сможешь сделать их счастливыми.

Читайте также:  Препараты для сосудов атеросклеротические

Так хочется, чтобы спустя много лет мои ученики смогли сказать обо мне словами А. С. Пушкина:

«Он создал нас, он воспитал наш пламень…

Заложен им краеугольный камень,

им чистая лампада возжена».

PS. Если бы из множества предметов мне предложили выбрать один, который характеризовал собственное педагогическое кредо, я выбрала бы свечу, и неспроста, ведь горящая свеча – символ жизни. Между прочим, от одной свечи очень легко зажечь множество других.

Источник

“Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь.” 

К.Д. Ушинский

Ваш ребёнок пошёл в школу!
Позади осталось беззаботное детство и посещение детского сада, где ребёнок проводил большую часть времени. Играл со сверстниками, много гулял, занимался под наблюдением опытных воспитателей ДОУ. Он привык к режиму, к выполнению определённых, а, главное, привычных для него, требований.

С приходом ребёнка в школу меняется многое. Привычная для него «игровая деятельность» уходит на второй план. Теперь определяющей деятельностью для ребёнка является «образовательная деятельность». Как, где и чем восполнить недостаток игр, прогулок и внимания «лично к нему»?
            ГПД – это не уроки, с непрерывным сидением за одной партой. Это – радость от общения со сверстниками. Это возможность заниматься любимым привычным делом – рисовать, лепить, играть и много времени проводить на свежем воздухе.
           Группа научит детей дружить, терпимее относиться к своим и чужим недостаткам, даст новый толчок к развитию творческих способностей Ваших детей, поможет успешнее преодолеть трудности, связанные с «привыканием» к школе, поможет, если это необходимо, с усвоением программы обучения.

Плюсы продленки:

  1. Хорошая группа продленного дня однозначно повышает самостоятельность ребенка. Ответственность за домашние задания ложится во многом на его плечи, как это и должно быть. Ребенок вынужден учиться одеваться и раздеваться самостоятельно, ориентироваться в помещении школы, не выходить за ворота во время прогулки, эффективно общаться с одноклассниками и т.п. Иными словами, ребенок учится, в широком понимании этого слова, контролировать себя. Самостоятельность — такой же навык, как навык хождения или чтения. Научиться ему быстро с нуля — невозможно, нужно учиться постепенно, маленькими шажками. Продленка, в которой, с одной стороны, есть четкая структура и рядом всегда присутствует взрослый, готовый помочь, а с другой, в которой ребенок во многом должен сам за собой следить — идеальный первый шаг в воспитании самостоятельности и автономности.
  2. В группе продленного дня ребенок однозначно общается больше, чем дома. Это происходит и на прогулке, и в свободное время после выполнения уроков, как со взрослыми, так и с детьми. Это крайне важно, особенно в случае социально-тревожных детей, которые избегают общения, пока они не оказываются в ситуации, где необходимо общаться, хочется этого или нет.
  3. Во многих школах продленка до предела насыщена самыми различными кружками и дополнительными занятиями, зачастую теми же самыми, на которые вы бы и водили ребенка, вот только не хватает времени / лень идти / ребенок хотел бы, но боится, а за компанию пошел бы и т.д. Продленка включает в себя обязательную прогулку (на которую у многих не хватает времени или сил) и одновременно исключает трату времени за компьютером или телевизором. Таким образом, хорошая группа продленного дня не только формирует стабильный распорядок дня (что полезно гиперактивным, тревожным, социально-изолированным детям) и развивает психику и интеллект ребенка за счет разнообразия видов занятости, но и дает ребенку возможно участвовать в тех мероприятиях, на которые вы противном случае ребенку времени бы не хватило.
  4. Родители часто отдают ребенка на продленку, чтобы избежать дома конфликтов (и правильно делают!). В задачи родителей детей, посещающих продленку, реже входит выполнение или проверка домашнего задания, а также им нужно меньше волноваться о том, чтобы вовремя покормить и отвести на занятия. Все это — типичные ситуации, в которых младшие школьники конфликтуют с родителями, и которые не возникают (или возникают, но хотя бы в меньших количествах) в тех случаях, когда ребенок посещает продленку. Многие родители возражают: «Но тогда я буду проводить совсем мало времени с ребенком!» Да, это безусловно так, но не лучше ли проводить мало времени, зато в удовольствие, за чтением книг, играми, прогулками и пр., нежели чем за «стоянием с палкой» над ребенком?

Ничто не способствует сплочению детского коллектива так, как совместный труд учителя, воспитателя и родителей. Наблюдая за поведением ребёнка вне уроков, именно педагог замечает все пробелы в семейном воспитании и может вовремя оказать помощь родителям, подсказать выход из сложной ситуации. За всей суетностью сегодняшней жизни, за бесконечной нехваткой времени, мы взрослые, порой, не видим самого главного: ребёнка. Семью необходимо сделать соучастником воспитательного процесса. Детям необходима реализация собственной самобытности в творческих занятиях. Помощь родителей в этом неоценима. Возможность проявить своё творчество и получить заслуженную похвалу от самых близких и любимых надолго остаётся в памяти младших школьников. Ведь самое главное для них сегодня – это публичное признание их ПОБЕД!

Источник

Инклюзивное образование как одно из направлений развития системы образования.

Учитель начальных классов: Танаева Ирина Викторовна, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» ЕМР РТ, высшая квалификационная категория.

Читайте также:  Температура газа в сосуде равна 22 выразите в кельвинах

«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

                                   (К. Д. Ушинский)

Одним из направлений программы развития нашей школы является создание доступной среды для каждого ребёнка, а именно внедрение инклюзивного образования для категории слабовидящих детей и детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата.

Образование всегда было избирательной и исключающей системой, именно поэтому внедрение инклюзии – задача не из легких. Важно в принципе изменить общественное сознание и политику самого образования, и тогда это приведет к радикальным переменам в системе поддержки людей с ограниченными возможностями. Каждый из нас может внести свой вклад в то, чтобы сфера образования и наше мышление стали инклюзивными, и тогда в будущем ни один ребенок не будет обделен из-за своего происхождения, родного языка, ограниченности, пола или возраста. Мы все должны научиться принимать как данность особенности каждого ребенка и тем самым обеспечить ему равные возможности в воспитании, образовании и обслуживании.   

Инклюзия – это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе.

Инклюзивное образование базируется на следующих принципах:

1.Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.Каждый человек способен чувствовать и думать;

3.Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4.Все люди нуждаются друг в друге;

5.Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6.Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;

7.Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

8.Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Инклюзивное образование является новым направлением образования в России, в то время как зарубежный опыт насчитывает более 30 лет. Для внедрения в практику инклюзивного образования необходимы нормативно-правовая база, финансовая обеспеченность, создание адекватного ассортимента специальных образовательных услуг и особых условий жизнедеятельности для детей с особыми образовательными потребностями в структуре массовой образовательной школы, готовность педагогического коллектива и коллектива обучающихся к сосуществованию и взаимодействию с данной категорией учеников.

На данный момент в школе осуществлена доступность 1 этажа, оборудованы комнаты личной гигиены, медицинский кабинет, в лингафонном кабинете установлено программное обеспечение и оборудовано рабочее место учителя, в читальном зале библиотеки созданы условия для работы с электронной библиотекой. Кабинеты начальных классов оборудованы в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Два педагога прошли обучение по специальности тифлопедагога, три учителя имеют специальность учителя дистанционного обучения, 5 учителей начальной школы прошли курсы по программе «Педагогическое проектирование и реализация инклюзивного подхода в деятельности классного руководителя».

У нас учатся 13 детей с ОВЗ, в том числе домашнее обучение рекомендовано шести ученикам. И трое из них по желанию родителей и самих детей обучаются в школе, в том числе и моя ученица Бесчастнова Оксана. (У неё заболевание нервной системы: детский церебральный паралич, передвигается самостоятельно, имеет сохранный интеллект и разборчивую речь. Нужно отметить, что для детей с церебральным параличом характерно своеобразное психическое развитие). Они обучаются по адаптированным программам, принимают участие в общешкольных мероприятиях, соревнованиях. Одной из наших задач стоит социализация этих ребят, чтоб они чувствовали себя полноценно включенными в жизнь школы. Ребята взаимодействуют с одноклассниками, которые им всячески помогают, подсказывают. Очень важным аспектом является толерантное воспитание.  Ученики с ограниченными возможностями никогда не ощущают злобности, упреков и косых взглядов со стороны. Мы видим результат своей работы, т.к. тесно взаимодействуем с родителями учеников, которые в свою очередь так же занимаются воспитанием детей.

Инклюзивная педагогика возможна только при тесном сотрудничестве с родителями. Исследования подтверждают – внедрение инклюзивного образования детей и связанное с этим принятие решений может удаваться лучше, если педагогический коллектив непрерывно обменивается опытом с родителями, признавая их экспертами в части знания потребностей своих детей и привлекая их к участию (с мамой Оксаны Анной Александровной мы подружились с первых дней). Благодаря живому сотрудничеству и доверительным отношениям с родителями педагоги могут, во-первых, противостоять их неуверенности и страху, а во-вторых, использовать их знания и навыки общения с ребенком в своей работе. Родители, в свою очередь, справедливо ожидают от инклюзии то, что их ребенок будет находиться и развиваться в коллективе сверстников, семья сможет свободно общаться в кругу друзей и родственников, и что немаловажно, все это будет происходить при участии специалистов.

Читайте также:  Варикоз крем укрепить сосуды

Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:

принимать ребенка таким, какой он есть;

исходить из интересов ребенка;

строго придерживаться определенного режима и ритма ребенка;

научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте;

как можно чаще разговаривать с ребенком;

терпеливо объяснять ребенку смысл его деятельности, используя четкую наглядную информацию (схемы, карты т.п.);

избегать переутомления ребенка;

чаще хвалить и поощрять ребенка.

Из опыта работы мы поняли, что:

в процессе инклюзивного обучения нужно:

применять экспериментальные, стимулирующие активность методы обучения;

применять активные методы обучения, включая дискуссии, общение;

уделять больше внимания на усвоение ключевых понятий того или иного предмета;

применять способы поэтапного усвоения нового материала;

давать учащимся понять, что они ответственны за выполнение заданий;

предоставлять учащимся большую свободу выбора;

внедрять принципы демократических отношений в школе;

уделять больше внимания эмоциональным потребностям и изменяющейся манере поведения каждого учащегося;

использовать объединяющие виды деятельности, которые содействуют сплочению коллектива;

исходить из индивидуальных потребностей учащихся, применяя индивидуализированных видов деятельности, но не делить коллектив на группы, например, исходя из способностей учащихся;

оказывать специализированную помощь учащимся с особыми потребностями, которые обучаются с другими детьми;

привлекать к сотрудничеству преподавателей, родителей, администрацию и другие заинтересованные организации и общественность;

опираться на оценку педагогом успехов учащихся, включая оценку прогресса в обучении.

Рекомендации учителям:

Учебная программа:

сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий;

сокращенные тесты, направленные на отработку правописания наиболее функциональных слов;

альтернативные замещения письменных заданий (лепка, рисование, панорама и др.);

четкое разъяснение заданий, часто повторяющееся;

акцентирование внимания на задании (например, “Когда ты прочитаешь эту главу, то сможешь назвать причины поступка главного героя”);

предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).

 Письменные заданияиспользование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

использование упражнений с пропущенными словами/предложениями;

обеспечение школьника с ограниченными возможностями копией конспекта других учащихся или записями учителя;

дополнение печатных материалов видео и диафильмами;

обеспечение учащихся печатными копиями заданий, написанных на доске;

Оценка знанийиспользование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;

ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;

оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями;

акцентирование внимания на хороших оценках;

разрешение переделать задание, с которым он не справился;

оценка переделанных работ;

использование системы оценок достижений учащихся.

Для благоприятной социализации детей с ограниченными возможностями следует формировать толерантное отношение социума:

Включение детей в общешкольные культурно-массовые мероприятия:

Оксана активно участвовала во всех конкурсах и мероприятиях, проводимых в классе и школе. Закончила обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Юный зоолог» при МБУ ДО «Детский эколого-биологический центр» (2012-2014 гг), «Мы – будущее планеты» (2014-2016 гг). Оксана участвовала в муниципальном конкурсе декоративно-прикладного творчества «Новогодний карнавал», «Оставим ёлочку в лесу», приняла участие в Республиканском Конкурсе «Сохраним природу Татарстана», в Республиканском выставке-конкурсе прикладного творчества «Чудеса своими руками», номинация «Смешанная техника»и получила Диплом 3 степени.

Организация совместной деятельности родителей и детей;

Создание инклюзивного образовательного пространства для работы с родителями и детьми

Результаты инклюзии: У учеников есть возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса. Адаптация как можно менее навязчива и не содействует выработке стереотипов. Мероприятия направлены на включение ученика. Индивидуальная помощь не отделяет, не изолирует ученика. Появляются возможности для обобщения и передачи навыков

Очень важно понять: при создании инклюзивных школ, школ нового образца, дети привыкают к тому, что мир разнообразен, что люди в нем разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

Думаю, что в воспитании и образовании детей с ОВЗ мы на правильном пути. Мы не только помогаем этим детям стать полноценными членами общества, но и воспитываем всех детей Добру, Милосердию и Гуманности, и не в абстрактном понимании этих вечных нравственных ценностей, а в их реальном воплощении в жизни. Внимательное отношение к ребёнку с ОВЗ, приветливая улыбка, доброе слово творят чудеса. И я уверена, что именно Доброта спасёт сегодняшний такой противоречивый и многоликий мир.

Литература:

Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учеб.пособие для студентов высш.учебн. заведений/ Л.И. Акатов.- М.:ВЛАДОС, 2003.-с.173с.

Понятовская О. Такие же как все//Социальная защита.- 2004.- №2.- С.10-13.

Как нам планировать инклюзивное образование (ИО)? [Электронный ресурс].- М.: ГОУ СОШ №1299, 2008.- Режим доступа:http//school.msk.org.ru/index.php?p=teor_mpio/ свободный.

Источник