Урок по теме давление на дно и стенки сосуда

Цель урока: организовать деятельность учащихся по изучению зависимости давления жидкости от высоты столба жидкости и ее плотности.

Образовательные: активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости; создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда; продолжить работу по формированию навыков научного познания мира.

Развивающая: формировать умение наблюдать физические явления, анализировать их, делать выводы, развивать экспериментальные навыки, формировать моральные, волевые и эстетические качества личности.

Технические средства: персональный компьютер; мультимедиапроектор; видеоматериалы на магнитных и оптических носителях информации; демонстрационный экран.

для обучающегося: тетрадь, учебник, карточки с заданиями.

– личностные: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной деятельности;

– предметные: измерять давление жидкости на дно и стенки сосуда; понимать смысл формулы и применять ее на практике; владеть расчетным способом для нахождения давления жидкости на дно и стенки сосуда; использовать полученные знания в повседневной жизни; использовать метод научного познания, проводить наблюдение опытов, обнаруживать зависимость между плотностью жидкости и высотой столба жидкости, объяснять полученные результаты, делать выводы; кратко и четко отвечать на вопросы по закреплению материала.

– метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Этап урока, цель этапа

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

УУД

  1. Организационный момент

Приветствие

Проверка отсутствующих.

Здравствуйте! Я рада видеть вас! Уверена, наша работа будет успешной. Сегодня вы физики-экспериментаторы, и участвуете в научном познании мира.

Проверяют готовность к уроку.

Приветствуют учителя.

Фронтальная

смыслообразование (Р), целеполагание (П), планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

  1. Целеполагание

Беседа.

Объявление темы, постановка цели урока

Учитель: тест 1.

Групповая работа

Сформулируйте пожалуйста тему урока

Какие цели будут стоять перед нами на уроке?

Учитель:  Вокруг нас много жидкостей. Одни из них движутся, например, вода в реках или нефть в трубах, другие – покоятся. При этом все они имеют вес из-за притяжения к земле, и поэтому давят на дно и стенки сосуда, в котором находятся.  Действует ли жидкость на дно и стенки сосуда, если действует, то как?

Обратимся к опытам:    В стакане налита вода. Вода находится в покое.

Какой слой жидкости давит на точку А , на точку В?  Какая точка находится под большим давлением?

(запись в ДК: чем глубже, тем больше давление) в столбец понятия, полученные на основе жизненного опыта.

Как говорил  академик Ландау Л.Д. «Верховным судьей всякой физической теории является опыт». Проделаем   опыт. (ученик выполняет опыт у доски)                                              Опыт:  в стакане из пластмассовой бутылки проделаны отверстия на разной высоте, закрытые вставленными в них спичками. Наливает воду в сосуд и одновременно вытаскивает спички. Все наблюдают, что струи жидкости с разной высоты отклоняются на разное расстояние (рис. 2). Сделаем вывод о давлении жидкости на стенки сосуда и запишем его в ДК эксперимента. (чем больше высота столба жидкости, тем больше давление на дно и стенки сосуда)

Отлично, а как вы думаете только ли от высоты столба жидкости зависит давление на дно и стенки сосуда? А давайте проверим от чего еще?

В тетради:

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда

Ставят цели.

Отвечают на вопросы

Эвристическая беседа

Проговаривание последовательность действий на уроке (Р) формирование познавательной инициативы (П) постановка учебной задачи (Р)

учет разных мнений (К); использование критериев для обоснования своего суждения (К).

Опыт: Берет два сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки), на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытые спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой — воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички. Ученики  наблюдают картину изображенную на рисунке. Давайте сделаем вывод из этого опыта и запишем его в ДК эксперимента.

                                     

В тетради:

Ставят цели.

  1. Изучение новых знаний и способов деятельности

Работа у доски с комментированием по образцу.

(запись в ДК: чем глубже, тем больше давление)

Опыт: Берет два сосуда одинаковой формы (две одинаково отрезанные сверху пластмассовые бутылки), на одинаковом расстоянии от верха в них проделаны отверстия, закрытые спичками. В один сосуд наливает подсолнечное масло, в другой — воду до того же уровня. Располагает сосуды рядом и одновременно открывает отверстия, вынимая спички. Ученики  наблюдают картину изображенную на рисунке. Давайте сделаем вывод из этого опыта и запишем его в ДК эксперимента.

                                     

Другой ученик показывает опыт: берет два сосуда из пластмассовых бутылок, имеющие разные площади дна, делает отверстия в боковых стенках на одинаковой высоте и закрывает их. Наливает в сосуды воду до одного и того же уровня. Одновременно открывает отверстия. Просит сказать: «Что наблюдаете?» и объяснить явление. Ученики наблюдают картину изображенную на рисунке.

.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; умение делать предположения и обосновывать их; выбор критериев для обоснования своего суждения, синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов (П)

Читайте также:  Удаление сосудов в твери

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); осознание и произвольное построение речевого высказывания (П);

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);

«Зависит ли давление на дно сосуда от его площади? Почему?»

Сформулируйте теперь итоговый вывод, объединяющий сделанные ранее выводы к которым мы пришли с помощью приборов.                                                                 Итоговый вывод делают ученики: давление жидкости зависит от уровня высоты жидкости, от рода жидкости, и не зависит от площади дна сосуда. (с помощью ДК эксперимента)  (запись в тетрадь)

Давайте проверим по учебнику, откройте пожалуйста страницу 114 и зачитайте определение написанное там?

Правильно, а теперь давайте эти опыты подтвердим  математическим путем и получим формулу для расчета давления жидкости.

                         

Это равенство иллюстрирует не только способ вывода формулы для вычисления гидростатического давления. Оно также показывает, что формула p = ρgh является частным случаем определения давления – формулы p = F/S.

Дети выполняют эксперимент по намеченному плану, делают выводы. Один человек от каждой группы оглашает результаты.

Записывают формулу в тетрадь.

Записывают единицы измерения в тетрадь.

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);

выполнение пробного действия (Р); фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии (Р); волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);

  1. Закрепление изученного материала

Работа у доски

Физкультминутка

Раз, два, три , четыре,

Руки выше, руки шире.

Поворот направо, влево,

Всё мы делаем умело

Одну ногу поднимаем,

Этим площадь уменьшаем.

А давление растёт,

Прыгнем – вовсе пропадёт!

Водолаз в жестком скафандре может погружаться на глубину 250 м, искусный ныряльщик – на 20 м. Определите давление воды в море на этих глубинах

Определите давление на глубине 0,6 м. в воде, керосине, ртути. (решают: в воде – ученик у доски, в керосине – ученики 1 ряда, в ртути – ученики 2 ряда) ( учебник упражнение 17 № 1)

Первая задача решается вместе с учителем, вторая у доски. Один ученик решает задачи у доски, остальные пишут в тетради.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П); извлечение необходимой информации из текстов (П); моделирование и преобразование моделей разных типов (предметы, схемы, знаки и т.д.) (П); использование знаково-символических средств (П); выполнение действий по алгоритму (П); построение логической цепи рассуждений (П).

  1. Рефлексия

Достигли ли вы целей поставленных вначале урока?

Что нового узнали на уроке?

Я удивлен…

Мне удалось…

Мне интересно…

Я понял…

Я узнал…

Оцените свою работу на уроке, какую оценку вы себе поставите.

Учитель. Сегодня на уроке мы узнали от чего зависит давление на дно и стенки сосуда. Мне очень интересно было работать с вами. Вы показали отличный уровень подготовки к уроку. Теперь вы знаете, что давление жидкости на дно и стенки сосуда зависит от плотности жидкости высоты столба жидкости и ускорения свободного падения.         Спасибо дети за урок.        

Выставление оценок.

Поднимают разноцветные карточки.

(П) рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

(Р) выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

(К)  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  1. Домашнее задание

§ 39-40, вопросы. Упражнение 17 (2)

Источник

Конспект урока по теме:

«Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

7 класс

1) Приветствие учащихся, проверка готовности их к уроку.

2) Вопрос:  Поднимите руку те, кто умеет плавать? А кто из вас умеет нырять? Скажите,  пожалуйста, а на любую ли глубину может нырнуть человек? А почему? Что ему мешает?

 Что нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?  (Какое давление жидкости на разной глубине и какое давление  может выдержать человек)-  то есть формулу для расчета давления внутри жидкости.

Вопрос: Какая тема нашего урока?  Что мы должны сделать на уроке?

Тема:  «Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда»

  • Получить формулу для расчета гидростатического давления;
  • Научиться решать задачи на формулу гидростатического давления;
  • Узнать где используется гидростатическое давление на практике;
  • Учитель – познакомиться с гидростатическим парадоксом.

Если вы вспомните наш прошлый урок, то на нем шла речь о давлении в жидкости, и мы с вами сделали вывод – какой? (внутри жидкости существует давление и с глубиной давление увеличивается, а на одном уровне оно одинаковое).

Давление, производимое жидкостью на дно и стенки сосуда, называется гидростатическим.

 Сейчас мы с вами попытаемся вывести формулу для расчета гидростатического давления и   с помощью формулы докажем сделанные нами выводы, а чуть позже ответим на вопрос, который я вам задала в  начале.

Вопрос: Как вы думаете: от чего может зависеть давление  жидкости на дно и стенки сосуда? (учащиеся выдвигают  гипотезы, учитель записывает версии на доске)

3) Вывод формулы:  P=pgh

4) Вопрос: Скажите мне, пожалуйста, зависит ли давление жидкости от площади дна сосуда? Есть ли площадь дна сосуда в формуле? Нет, не зависит.

 Оказывается, что если в сосуды с разной формой дна налить одну и ту же жидкость до одинакового уровня, то давление на дно сосудов будет одинаковым. Это явление было открыто французским ученым Блезом Паскалем в 1848 году и получило название «гидростатический парадокс»  (парадоксом называют неожиданное явление, не соответствующее обычным представлениям).

Учебник стр.116 (+ слайд презентации)

Сделаем вывод: Проанализировав формулу, мы с вами видим, что давление  жидкости на дно стенки сосуда зависит только от плотности жидкости, высоты столба жидкости, ускорения свободного падения и не зависит от площади дна сосуда, формы сосуда и массы жидкости, налитой в него.

Ваши предположения  подтвердились или оказались неверными?!

Кто был прав?

5) Работа с формулой: Как рассчитать высоту столба жидкости? Плотность жидкости? ( Работа с треугольником  – помощником.)

Закрепление знаний:

Вопросы: (отвечают на баллы, баллы выставляет в тетрадь ученик)

  1. Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше – в пятилитровую кастрюлю или литровую бутылку? Почему?
  2. В каком случае давление на дно бака больше: когда он заполнен керосином, бензином или нефтью (таблица плотностей стр. 63)? Ответ объясните.
  3. Почему пловец, нырнувший на большую глубину, испытывает боль в ушах?
  4. На рисунке изображены три сосуда, заполненные керосином. Что можно сказать о массах керосина в сосудах? О давлении на дно сосудов? О силах давления на дно сосудов?
Читайте также:  Утолщенные стенки глазных сосудов

5.На рисунке изображены три сосуда с разными жидкостями. Площади дна сосудов равны. В первом сосуде находится вода, во втором спирт, в третьем – ртуть. В каком сосуде давление максимальное на дно сосуда? В каком минимальное?

6. Почему, если глубоководную рыбу быстро вытащить на поверхность моря, то ее внутренние органы раздуваются и рыба гибнет?

6) Решение задач:

Вопрос: Кто знает, где находится самое глубокое место на Земле, и какова его глубина?

1) В 1948 году швейцарский ученый Отто Пиккар сконструировал глубоководный аппарат – батискаф, который мог опускаться самостоятельно, без помощи корабля, погружаться в воду и всплывать на поверхность. В таком аппарате в 1960 году его сын Жак Пиккар достиг дна Марианского желоба в Тихом океане на глубине 11,5 км. Какое давление при этом испытывал батискаф?

(Ответ: Р = 1030*10*11500=118450000Па =1184,5МПА)

2) На какую глубину может нырнуть нетренированный пловец в озеро, если без последствий он выдерживает давление 10 кПа? (Ответ: 1 м)

7) Показ видеоролика: «На какую глубину может погрузиться человек?» – 2 минуты

8) Презентация «Аппараты для исследования морских глубин» – сообщение обучающегося – 2 минуты.

9) Контроль знаний: Работа с тестом – 3 минуты (2 варианта)

Потом взаимопроверка и разбор заданий: (2 минуты)

Критерии оценивания:

0-2 балла

3 балла

4 балла

5 баллов

2

3

4

5

10) Домашнее задание:

Параграф №40, вывод формулы воспроизводить;

Упр. 17(3) решить; стр.120 «Это любопытно» прочитать.

*Рассчитайте силу давления молока или сока на дно пакета (пакет должен иметь форму прямоугольного параллепипеда)

11) Подведение итогов:

Выставление оценок за урок: по баллам – из тетради для фиксирования баллов.

Рефлексия: Прием «Улыбка»

Учитель: Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что вы на протяжении всего урока были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо, улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе!

12) Практическое задание:

А теперь давайте применим полученные знания на практике и выполним практическое задание:

Задание:

1) Рассчитайте давление воды на дно стакана.

(Что вам понадобится для этого – линейка и таблица плотностей)

2) Какой высоты столб спирта производил бы такое же давление?

Критерии оценивания: одно задание «4», два задания – «5».

Время выполнения – 8 минут.

Урок закончен. До свидания!

Источник

Тема урока: «Давление жидкости на дно и стенки сосуда»

Предмет: физика

Класс: 7

Учитель: Горбунова И. В.

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: 1. Выяснить от каких величин зависит давление в жидкости.

2. Получить формулу для вычисления давления жидкости на дно сосуда.

Планируемые результаты:

Предметные: активизировать знания учащихся о причинах возникновения давления жидкости, создать условия для овладения учащимися формулы для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, продолжить работу по формированию навыков научного познания мира.

Метапредметные: Познавательные УУД: умение воспроизводить информацию по памяти, выбирать наиболее эффективные способы решения поставленных задач, делать выводы на основе полученной информации, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

Личностные УУД: потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Применение полученных знаний в практической деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для ее достижения, представлять результаты работы. Умение организовать выполнение заданий согласно инструкциям учителя.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение, адекватно аргументировать свою точку зрения.

Личностные: Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры. Осознавать важность изучения физики для понимания окружающего мира.

Демонстрации. Давление внутри жидкости. Опыт с телами различной плотности, погруженными в воду.

Формы организации образовательного процесса: фронтальный опрос, фронтальная беседа; групповая работа (работа в парах), работа с интерактивной доской; наблюдение демонстрационного эксперимента; проектирование действий для решения экспериментальной задачи, формулировка вывода; решение задачи в тетради, самопроверка. Проектирование способов выполнения домашнего задания, комментирование выставленных оценок.

Межпредметные связи: биология, география.

ХОД УРОКА:

  1. Орг момент. Эпиграф к уроку:

«Величие человека в его способности мыслить»

Б. Паскаль.

II. Этап актуализации знаний.

Фронтальный опрос:(повторение пройденного материала).

  1. В каком случае давление на стол меньше?

hello_html_74e771a6.png

  1. Три сосуда, заполненные газом одинаковой массы. В каком сосуде давление на дно и стенки сосуда наибольшее?

  1. Два сосуда, заполненные газом одинаковой массы. В каком сосуде давление на дно и стенки сосуда наибольшее?

  1. Мотивационный этап.

  1. Работа в парах. Выполнить опыт: в трубку с пленкой налить воду.

  2. Что видим? (Пленка под давлением воды прогнулась).

hello_html_m1f05b4af.png

  1. Какой можно сделать вывод? (Жидкость оказывает давление на дно сосуда).

  2. Назовите тему урока.

  3. Поставьте цели урока.

  1. Этап открытия нового знания.

  1. Мозговой штурм. На столе в трех сосудах разного диаметра и разной формы налита вода на одинаковый уровень. В каком сосуде давление на дно сосуда больше? (Выдвижение гипотез).

hello_html_2d5452c6.png

  1. Опыт: с помощью манометра определяется давление в сосудах, оно одинаковое – гидростатический парадокс.

  2. Вывод формулы гидростатического давления.

????=????????????

  1. Анализ формулы.

  1. Работа в парах. Выполнить опыт: трубку с пленкой опустить в сосуд с водой. Проследить как уменьшается прогиб пленки и когда уровни жидкости совпадут, пленка выровняется.

  1. Физкультминутка.

  2. Этап применения нового знания.

  1. Где на Земле вода оказывает самое большое давление?(В Марианской впадине, которая находится в Тихом океане. По данным Челенжера ее глубина 11035 м)

  2. Рассчитать давление воды в Марианской впадине.

Дано: h=11035 м Решение:

ρ=1030 кг/м3 р= ρgh

р – ? р=1030 кг/м3*10Н/кг*11035м

р=113660500 Па

Ответ: 113660500 Па

  1. Сообщение: Жизнь морских глубин.

  2. Сообщение: Исследование морских глубин.

  1. Самостоятельная работа.

  1. Выполнить тест

  1. Самопроверка:

1) 3, 4

2) 1

3) 3

4) 2

5) 3

VIII. Домашнее задание.

§ 39 – 40 стр 114-118

Экспериментальное задание стр 119 (с фотоотчетом)

Читайте также:  Укрепление стенок сосудов в носу препараты

Повтор § 10

IX. Итог урока.

X. Рефлексия.

1. Оцените свое настроение на уроке и выберите кружок:

Зеленый – Мне было интересно на уроке, я с удовольствием выполнял все задания

Желтый – Мне было все равно, все задания я выполнял без особого интереса

Красный – Мне было скучно и неинтересно.

2. Оцените свое «погружение» в тему урока.

Прикрепите кружок на сосуд с водой на тот уровень, на который вы «погрузилась», изучая тему урока, чем лучше вы поняли данную тему – тем глубже ваше погружение.

Исследование морских глубин

Исследование морских глубин. Человек начал осваивать подводный мир ещё в глубокой древности. Опытные, хорошо тренированные ныряльщики (собиратели жемчуга), задерживая дыхание на 1 -2 мин, погружались без всяких приспособлений на глубину 20 -30 (а иногда и более) метров.

Для увеличения времени пребывания под водой люди вначале использовали дыхательные трубки из тростника, кожаные мешки с запасом воздуха, а также «водолазный колокол» (в верхней части которого при погружении в воду образовывалась «воздушная подушка» , из которой человек получал воздух. На больших глубинах разность между давлением воды, сжимающим грудную клетку, и давлением воздуха внутри её возрастает настолько, что у человека уже не хватает сил увеличивать объем грудной клетки при вдохе и наполнять свежим воздухом легкие. На глубине, превышающей 1, 5 м, можно дышать только таким воздухом, который сжат до давления, равного давлению воды на данной глубине.

В 1943 г французами Ж. Кусто и Э. Ганьяном был изобретен аквалангспециальный аппарат со сжатым воздухом, предназначенный для дыхания человека под водой. Благодаря этому изобретению плавание под водой стало увлекательным и распространенным видом спорта.

Акваланг позволяет находиться под водой от нескольких минут (на глубине около 40 м) до часа и более (на небольших глубинах). Спуски с аквалангом на глубины более 40 м не рекомендуются т. к. вдыхание воздуха, сжатого до большого давления, может привести к азотному наркозу. У человека нарушается координация движений, мутится сознание.

При подводных работах на разных глубинах используют специальные водолазные скафандры. Если скафандр мягкий (резиновый), то глубина погружения обычно не превосходит нескольких десятков метров.

На больших глубинах человек может работать только в жестком («панцирном») скафандре. В этом случае глубина погружения может доходить до 300 м.

Для исследования морей и океанов на больших глубинах используют батисферы и батискафы.

Батисферу опускают с надводного судна с помощью троса. Впервые она была использована итальянцем Бальзамелло в 1892 г. Глубина погружения тогда составляла 165 м; впоследствии она превысила 1 км.

Батискаф не связан тросом с кораблем и представляет собой автономный (самоходный) аппарат. Первый батискаф был построен и испытан швейцарским ученым О. Пиккаром в 1948 г. В январе 1960 г. сын ученого Ж. Пиккар вместе с Д. Уолшем достигли на батискафе дна Марианского желоба в Тихом океане. Его максинальная глубина (измеренная в 1957 г. советским исследовательским судном «Витязь» ) составляет 11 022 м.

Жизнь морских глубин

Несмотря на большое давление, в толще морских вод кипит жизнь. Разница давлений на разных глубинах служит причиной возникновения выталкивающей силы, которая противодействует силе тяжести. Поэтому самые крупные животные живут именно в воде. Рекордсменом является синий кит. Его длина до 30 м и масса до 160 тонн (он в 25 раз больше африканского слона, самого крупного обитателя суши).

Морские животные, добывая пищу, вынуждены нырять. При этом они должны выдерживать скачок давления (каждые 10 м – «дополнительная» атмосфера). Пятёрка лидеров выглядит так: пингвин (200 м), дельфин (535 м), белуха (647 м), морской слон (2388 м), а чемпионом является кит-кашалот, способный погружаться до 3 км! Как ему удаётся выдержать такое огромное (свыше 300 атмосфер) давление?

Кит дышит лёгкими, следовательно, для погружения должен сделать «запас» воздуха. Лёгкие кита, в отличие от лёгких человека, снабжены хрящами, поэтому не поддаются сжатию. Объём лёгких от объёма тела составляет менее 1% (у человека 2%); гемоглобина, переносящего кислород, в крови гораздо больше; мышцы кита способны накапливать кислород. Готовясь к нырянию, кит делает вдохи, запасая кислород. При нырянии замедляется ритм сердца почти в два раза, что также экономит кислород.

У большинства рыб есть так называемый плавательный пузырь, заполненный газами. Глубоководные рыбы постоянно закачивают в него газ, чтобы пузырь не раздавило внешним давлением. Делают это рыбы двумя способами: либо заглатывая с поверхности воды, либо через жабры из воды. Плавучесть глубоководных рыб обеспечивается ещё и их жиром, который практически несжимаем. В условиях огромного давления это очень помогает!

На глубине 11 км была обнаружена особая плоская рыба – морской язык. Рассмотрим строение таких рыб на примере камбалы.

Проще всего было бы сказать, что огромным давлением рыбу просто расплющивает. Но дело в том, что камбала живет не так уж глубоко. Плоские рыбы всегда обитают на дне и максимально к этому приспособлены. Их малая толщина приводит к тому, что разница давления воды на верхнюю и нижнюю часть мала, а следовательно, и выталкивающая сила при таком положении рыбы будет меньше. Значит, удержаться у дна ей будет легче.

Морские обитатели глубин смогли приспособиться и к высокому давлению, и к отсутствию света, и к низкой температуре. Даже в самом глубоком месте – Марианской впадине – обнаружены представители мира микробов. На больших глубинах живут различные виды: иглокожие, ракообразные, моллюски, черви, рыбы. Давление в 1100 атмосфер их нисколько не пугает. Организмы приспособились к такому существованию: давление внутри такое же, как и снаружи.

Как приспосабливаются к жизни самые глубоководные обитатели? У рыб нет плавательного пузыря – слишком велико давление вокруг. Большинство из них просто карлики, большую часть их тела занимает пасть. Почему? Сила, с которой вода давит на каждый сантиметр тела, вычисляется по формуле: F = p·S. Следовательно, чем меньше площадь поверхности рыбы, тем меньше и действующая сила. Средняя длина рыб примерно 12 см, что в десять раз меньше, чем для обычных рыб. Даже акулы, обитающие на больших глубинах (до 3 000 м), очень малы, поэтому так и называются: акула-карлик и акула-пигмей. Разнообразием жизнь здесь не отличается, слишком суровы условия обитания.

Источник